Насаждаемое сверху «духовное возрождение» добралось до визитной карточки города на Неве. Санкт-Петербургская епархия попросила у Смольного безвозмездно вернуть ей один из символов Северной столицы — Исаакиевский собор. Известный своим трепетным отношением к православию губернатор Георгий Полтавченко вроде как поддержал обращение, попросил чиновников от культуры рассмотреть и подготовить проект ответа. А это значит, что над Музеем четырех соборов (куда входят также храм Спаса-на-Крови, Смольный и Сампсониевский соборы) занесен дамоклов меч.
Исаакиевский собор — одно из самых посещаемых мест Питера, в прошлом году в нем побывало больше трех миллионов человек. Пресс-служба епархии уверяет, что, если храм передадут РПЦ, его также смогут посещать туристы. Однако ясно, что со сменой пользователя туристический поток сократится. Доступ будет ограничен по факту: агностики или мусульмане могут и не переступить порог церкви.
Общественность города бьет тревогу. Петербуржцы начали собирать подписи в интернете, чтобы спасти музей. «Существуют небезосновательные опасения, что усилий РПЦ будет недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия, просто поддержания их в надлежащем состоянии. Будет полностью ликвидирована образовательная и просветительская составляющая: вряд ли РПЦ будет проводить экскурсии, организовывать разнообразные выставки и концерты классической музыки», — говорится в тексте обращения к властям.
Многие депутаты Законодательного собрания высказались резко против инициативы епархии, обещают вынести решение на общегородской референдум. Администрация Петербурга говорит расплывчатые вещи. Словом, появилась новая скандальная тема, вокруг которой в любой момент могут разгореться страсти.
Музей четырех соборов уже понес определенные потери. Впрочем, одна из них вполне понятная: Смольный собор передан в ведение церкви. Недавно здесь проходили концерты огранной музыки, выступали хоры, звучало фортепьяно. Теперь концерты будут проходить в другом месте — нашлась подходящая замена. И этому только можно порадоваться, потому что в храме хотя бы периодически должно совершаться богослужение, а не концертно-выставочная деятельность.
Но ведь дело не ограничилось одним собором. На очереди встал Сампсониевский храм, который вскоре сменит пользователя — решение городскими властями уже принято. Епархия просит себе и церковь Спаса-на-Крови. Зачем, спрашивается, если во всех трех соборах существуют церковные общины, регулярно совершается богослужение? Казалось бы, чего надо: музей обеспечивает охрану, реставрацию, заботится о свете и воде — молись Богу и радуйся.
Видимо, вопрос упирается в перераспределение финансового потока. Уж больно лакомые куски. Вот и тянется управляющий епархией митрополит Варсонофий (Судаков) к этим самым кусочкам, не думая о репутационных потерях.
По мнению доктора исторических наук диакона Александра Мусина, инициатива митрополита Варсонофия может быть направлена и лично против директора музея Николая Бурова, который на пасхальном приеме у архиерея допустил критические высказывания в его адрес, сказал несколько слов о хамстве и бескультурье прибывшего с ним из Мордовии духовенства.
Возможно, личное и общественное в этой истории переплелось. Но в любом случае ясно, что церковь, апеллируя к федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…», часто идет против общественного мнения. Ладно, враги какие-то, атеисты, либералы шипят. Но вот даже представитель объединения членов семьи Романовых в России Иван Арцишевский заявил, что «нужно оставить все, как есть». «У нас в городе, да и в стране, есть ряд церквей, которые были разрушены и сегодня стоят практически в руинах — их надо восстанавливать. Создавать попечительские советы и работать над восстановлением святынь, а не над делением имущества», — сказал Арцишевский.
В цивилизованных странах государство берет под охрану древние храмы, устанавливает в них особый режим. У нас же чиновники бездумно передают памятники в пользование церковным общинам, которые не очень-то следят за температурно-влажностным режимом.
Когда принимался закон «О передаче…», официальные церковные спикеры даже не заикались, что речь идет о полном уничтожении храмов-музеев. Тем более что у всех перед глазами стояли образцы замечательного сотрудничества церкви и музея в Третьяковской галерее и в кремлевских соборах. Государство могло обеспечить подобное сотрудничество, когда хотело этого. Теперь не особенно хочет. Видимо, расплачивается таким образом за сервилизм духовенства. А Церковь, она куда смотрит? Безответственность и жлобство. Что тут еще сказать?
Конечно, если музей не профильный, если в нем, к примеру, находится экспозиция, посвященная освоению Арктики и Антарктики, то его нужно перемещать, подыскивать подходящее помещение. Здесь я не согласен с теми, кто ратует за сохранение такого музея в пространстве храма.
Но если церковный памятник с какими-нибудь старинными иконами оказывается вне зоны музея, беда. Вспомним хотя бы недавнюю историю с фресками Андрея Рублева во Владимире.
В России, к сожалению, паритета между клириками и музейщиками не получилось. И мы все дальше и дальше отходим от европейских практик сбережения культурного достояния. История с Исаакием — подтверждение этому.
Фото: Россия. Санкт-Петербург. Вид на Исаакиевский собор с Невы. ТАСС/Вера Гольдберг.