Российское правительство одобрило сделку по поглощению «Аэрофлотом» своего прямого конкурента, компании «Трансаэро». Очевидно, что инициаторам такого решения стал пул банков-кредиторов, где первую скрипку играет «Сбербанк». Банки посчитали, что в случае банкротства одного из крупнейших авиаперевозчиков России у них не много шансов вернуть ранее выданные кредиты. «Аэрофлот» же, купив компанию за символический рубль, приобрел не только актив, но и его долговые обязательства. Как монополизация пассажирских авиаперевозок отразится на рынке данных услуг, что эта сделка означает для российской экономики в целом? На эти вопросы на страницах «ЕЖа» отвечает Максим БЛАНТ:
Очевидно, что выгодно это в первую очередь «Аэрофлоту». Компания получает одного из своих главных конкурентов практически бесплатно, да ещё и с государственной поддержкой, чтобы «оздоровить» этого конкурента в финансовом плане. Для руководства «Трансаэро», которое является также и главным акционером, это, безусловно, потеря. У них фактически отобрали бизнес, который, впрочем, и так находился на грани разорения. Самостоятельно решить свои финансовая проблема «Трансаэро» не могла. Поэтому вставал вопрос либо о том, чтобы ее банкротить, либо о том, чтобы государство прибрало бы компанию к рукам с помощью «Аэрофлота».
«Аэрофлот» просто воспользовался моментом. «Трансаэро» «дышало на ладан» уже давно. У них были очень большие задолженности перед российскими банками, и эта покупка не столько помогает «Аэрофлоту», сколько позволяет «Сбербанку» и ВТБ получить причитающиеся им выплаты.
Какие у этого могут быть последствия? «Аэрофлот» фактически окончательно становится монополистом на рынке российских аэроперевозок. Мы получили ещё одно свидетельство, что государство постепенно вытесняет частный бизнес из экономики. И это не слишком хороший признак, потому что государственные компании, как правило, менее эффективны, чем частные, меньше следят за расходами. Но в этой тенденции нет ничего нового, она прослеживается с 2004 года, с национализации активов ЮКОСа. Когда именно российская экономика окончательно станет государственной с мелкими вкраплениями частного бизнеса в ничего не значащих отраслях, сказать сложно. Но очевидно, что курс взят именно на это.
Что можно было сделать с компанией «Трансаэро»? По большому счёту, ничего. Единственное, что можно сказать со всей определённостью, это то, что «Аэрофлоту», к которой она переходит, ничего не угрожает. Государство всегда подставит ему плечо, причём за счёт налогоплательщиков.
Фото: Россия. Московская область. 22 мая 2015. Новый самолет Boeing 737-800 авиакомпании "Трансаэро", получивший обновленную ливрею, прибыл в аэропорт "Домодедово". Марина Лысцева/ТАСС