Дайджест по материалам прессы
Исследование, проведенное коллективом кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС, показало, что в основном негативные оценки профессионально-нравственных качеств государственных служащих в России объясняются тем, что они преследуют цели, не соответствующие интересам общества. Коррумпированность и взяточничество отметили 49% опрошенных, бюрократизм — 52,0%, стремление использовать свою работу в корыстных целях — 37,4%, пренебрежение к законам — 21,1%, безразличное, неуважительное отношение к людям — 47,9%, нечестность — 25,1%, безответственное отношение к своим служебным обязанностям — 21,5% [3].
Работники государственной и муниципальной службы в РФ по своей профессиональной квалификации, уровню гражданского осознания, общей культуре и интеллекту не соответствуют требованиям времени, а главное — запросам гражданского общества.
Само слово «чиновник» все чаще употребляется в России в негативном контексте. Можно ли изменить ситуацию, усовершенствовав систему подготовки государственных служащих в российских университетах? Скорее всего нет. Ведь в органах государственной власти и управления только 14% работников имеют профильное образование. Значит, 86% чиновников начинают свою деятельность без специальных знаний и сформированных профессиональных компетенций.
Не предусматривает наше законодательство и необходимость сдачи квалификационного экзамена. Например, министром сельского хозяйства в нашей стране может быть специалист с медицинским дипломом, а министром здравоохранения — экономист. Система назначения на должности государственной службы во многом строится не на профессионализме, а на лояльности и личной преданности руководителю, что приводит к коррупции и формированию клановых структур.
В то же время в большинстве успешно развивающихся стран, чтобы занять определенную государственную должность, необходимо иметь профильное образование, пройти конкурсные экзамены и победить в открытой борьбе с другими кандидатами.
* * *
Практика приема на государственную службу путем открытых экзаменов существует в Китае уже 2 тысячи лет, со времен Конфуция. Основной принцип государственной службы Китая сформулировал еще в середине XVII в. Хуан Цзунси: «Честный чиновник должен защищать интересы не императора, а государства».
В Китае все кандидаты на вакантные должности имеют равные возможности, они проходят единый экзамен. Процедуры отбора и подготовки госслужащих прописаны в законе. В нем четко указаны содержание, сроки, формат и методы проверки полученных знаний. Набор образовательных программ, которые следует освоить, прописан для каждой должности. При этом при оценке чиновника учитываются не только результаты экзамена, но и какого прогресса кандидат достиг после завершения учебных курсов.
Право на участие в публичных экзаменах для претендентов на должности в центральные государственные органы и непосредственно подчиненные им учреждения получает около 1,5 млн человек ежегодно. В результате большинство чиновников Поднебесной — талантливые и добропорядочные выходцы из небогатых семей, часто из сельской местности.
Заместитель министра трудовых ресурсов и социального обеспечения Китая Ян Ши Цю отмечает, что качество госслужащих в Китае в последние годы постоянно повышается, их знания, опыт, возрастная структура совершенствуются. Показательно, что сегодня уже 92% госслужащих имеют высшее образование, 26% госслужащих моложе 35 лет. В 2012 году на государственную службу были приняты более 9 тысяч выпускников, окончивших вузы в том же году, что составляет 77% от общего числа зачисленных.
Сегодня Китай приступил к глубокой реформе системы подготовке кадров госслужащих. Она предполагает переход:
от упора на количество к упору на подготовку высокопрофессиональных специалистов в нужном количестве;
от классного обучения к подготовке специалистов посредством сочетания теории с практикой; от простой передачи знаний — к выработке у слушателей необходимых навыков, качеств и способностей;
от формы обучения, когда преподаватель играет ведущий роль — к формам, когда обеспечивается интеракция преподавателя и слушателя.
Ротация кадров госслужащих
Ротация управленческих кадров принята не только в континентальном Китае, но и во многих восточных странах, в том числе Сингапуре, Тайване, Индии.
Ротация кадров — горизонтальное перемещение персонала по рабочим местам, сопоставимым по профессиональному и статусному уровню. При этом характер функций, выполняемых специалистом или менеджером на этих рабочих местах, может существенно различаться. Например, начальники отдела продаж и отдела снабжения в коммерческой компании на какое-то время меняются местами. Ротация персонала в рамках компании обычно проводится ради достижения двух целей. Во-первых, перемещение работника по структурным подразделениям компании позволяет ему хорошо понять ее деятельность в целом, что становится залогом преодоления в его работе элементов местничества, когда узкопрофессиональные интересы противопоставляются корпоративным. Во-вторых, ротация является обязательным элементом в программе подготовки руководителей высшего звена, которым в будущей работе предстоит управлять всей компанией, что требует исключительной компетентности в работе каждого ее структурного подразделения.
Аналогичный подход сегодня реализуется и в отношении госслужащих. В КНР ротация предусматривает плановый перевод государственных служащих, отработавших на одной должности более 10 лет, на другую должность или перемещение на аналогичную должность в другой местности. При этом государственные органы всех ступеней обязаны иметь определенное количество вакантных должностей, т.е. резерв должностей для принятия государственных служащих в порядке ротации. Ротация может осуществляться между территориальными органами одного государственного органа или между разными государственными органами. Процедура ротации в государственных органах носит всеобщий характер, то есть распространяется на все уровни власти.
Фото: Zuma\TASS