В моем детстве мальчики мечтали о двух вещах: о велосипеде и о железной дороге. Естественно, игрушечной. Рамзану Кадырову в этом году исполняется 42 годика. Велосипед у него, скорее всего, есть. А вот железной дороги нет. Поэтому Рамзан Кадыров попросил у Путина высокоскоростную магистраль от Краснодара до Грозного. Экспертная оценка стоимости игрушки – 1,2 триллиона рублей.
Поскольку не у всех читателей этого текста есть триллион рублей и разместить эту сумму в голове непросто, масштаб просьбы Кадырова лучше всего показать путем сравнения. В бюджете 2018 года запланированы расходы на образование на сумму 0,66 триллиона, на здравоохранение – 0,46 триллионов, на культуру и кинематограф – 0,1 триллиона. На выполнение «майских указов» Путина в 2018-2020 годах запланировано потратить 2,2 триллиона. То есть Кадыров просит у Путина сумму равную расходам федерального бюджета на образование, здравоохранение и культуру.
Вопрос о том, зачем Рамзану Кадырову эта игрушка, не такой простой. Вряд ли можно предположить, что для самого Кадырова и для жителей Чеченской Республики быстрое попадание в Краснодар является первейшей жизненной потребностью. Полагаю, что чеченцы предпочли бы взять деньгами. Получилось бы примерно около миллиона на каждого жителя Чечни.
Кадыров попросил у Путина игрушку за 1,2 триллиона по той же причине, по которой ребенок просит у родителей такой же новый айфон, как у одноклассника, а юная содержанка требует у «папика» Бентли последней модели, как у подруги. Это называется престижное или демонстративное потребление, в обиходном языке – понты. В иерархии ценностей Кадырова понты занимают одну из верхних строчек. Аэропорт в Грозном, который должен был стоить 6,9 млрд, Кадырова не устроил, и он предложил другой, стоимостью15,7 млрд рублей, «с учетом вновь возникших потребностей и возможностей региона». Терминал теперь будет в виде полумесяца, фонтан в виде восьмиугольника, короче, все как надо. «Потребности региона» — это понты Кадырова, а «возможности» — это российский бюджет, из которого поступают 84% средств в доходную часть бюджета Чечни.
Россияне уже привыкли оплачивать многочисленные понты Кадырова. Понты Кадырова – это самые лучшие скакуны в его конюшне, самые дорогие машины в гараже, самая большая мечеть и самый большой фонтан, это безумные гонорары звезд мирового кино и спорта. Но если до сих пор размер этих понтов был все же не сопоставим с расходными частями федерального бюджета, то теперь эту графу — «понты Кадырова» — надо включать в бюджет отдельной строкой где-то между социальными расходами и обороной.
Я не знаю, какая скотина рассказала главе Чеченской Республике о проекте высокоскоростной линии Центр-Юг (Москва – Адлер), но потенциальный ущерб, который этот человек нанес экономике России, существенно выше ущерба от западных санкций. Кадыров, естественно, не мог согласиться с тем, что магистраль пройдет мимо Чечни и потребовал устранить несправедливость. Путин уже поручил главе Минэкономразвития Орешкину и министру транспорта Дитриха рассмотреть возможность такого подарка Кадырову. Этим чиновникам придется принять непростое решение. Главное, чтобы они в любом случае не забыли извиниться перед Рамзаном Кадыровым. Иначе может неудобно получиться.
Фото: 1. Петр Ковалев/ТАСС. 2. Россия. Московская область. Президент России Владимир Путин и глава Чечни Рамзан Кадыров (слева направо) во время встречи в Ново-Огарево. Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС. 3. Игорь Кубединов/ТАСС