Признаюсь, с некоторой опаской отношусь к людям, которые вдруг пристают с сакраментальным: «Ты меня уважаешь?» И дело не в том, трезвы они при этом или пьяны. Ультимативное требование выказывания всевозможных знаков уважения почти всегда свидетельствует о наличии глубокого комплекса неполноценности. Человек сам себя не уважает и требует, чтобы окружающие доказали ему, что это не так.
Все это пришло на ум, когда наблюдал видеоконференцию главного начальника страны со школьными педагогами, общественниками, родителями и детьми. Путин пригласил всех их перед 1 сентября поделиться предложениями по совершенствованию школьного образования и школьного воспитания. Поговорить было о чем. Судя по результатам, российская система образования находится в серьезном кризисе. Вузовские преподаватели, с которыми регулярно общаюсь, просто криком кричат. Школьные выпускники, которым хватило баллов ЕГЭ, чтобы поступить в весьма престижные институты, неспособны выразить самые простые мысли, не говоря о том, чтобы написать что-то по-русски без чудовищных грамматических ошибок. У многих даже отсутствуют устойчивые навыки чтения. В точных и естественных науках и вовсе какие-то страшные провалы. Наползающая всеобщая безграмотность уже приводит и неизбежно еще приведет к провалам во всех областях.
Стало быть, было бы естественным ожидать, что вся эта «педагогическая общественность» попытается обсудить с главой государства, как бы им улучшить результаты своей работы, то есть как получше учить детей русскому языку, математике, географии и, не побоюсь этого слова, истории. Ничуть не бывало. Ни учителя, ни те, кто занимается «внешкольной работой», ни дети (впрочем, какой с них спрос) об обучении «наукам» не говорили практически ничего. Они все сконцентрировались на том, что именуют «воспитанием».
Тон встречи задала Жанна Вячеславовна Торхова из 26-й школы Ярославля: «Очень странно, когда про нашу работу, работу учителя, говорят «услуга». На мой взгляд и взгляд коллег, это неправильно. Я являюсь наставником победителя всероссийского конкурса «Большая перемена» и не считаю, что я оказываю услугу. Я, наоборот, горжусь тем, что я учитель… Необходимо правильное освещение педагогической работы в средствах массовой информации – через позитивный образ учителя в произведениях массовой культуры: в кино, в театре, в литературе. Смешно наблюдать за утрированным образом Снежаны Денисовны из «Наша Раша», но это ведь разрушает образ учителя и школы в целом». Оказывается, главная проблема – это сатирический образ «училки» и то, что в каких-то официальный документах деятельность российской школы именуют оказанием педагогических услуг. Стоит наснимать необходимое количество кинофильмов и сериалов, где бы фигурировали одухотворенные и одновременно почитающие начальство учителя, а также переименовать работу школьного педагога в, например, «просвещенческую деятельность» – и проблема решена. Путин, кстати, тоже смотрит на это дело вполне механистически – дадим денег на правильное кино и название подберем, пообещал он училке. Стоит это сделать, и школьники целыми классами начнут уважать учителей.
В последние годы я все чащу слышу, как представители отдельных категорий граждан и некоторых профессий – чиновники, полицейские, врачи, военные – требуют постоянных знаков уважения и демонстративно обижаются, когда их изображают без этого самого уважения. Между тем все эти Снежаны Денисовны – хоть у школьной доски, хоть в белом халате – давно отказались от попыток обеспечить это самое вожделенное уважение своим качественным трудом. При этом и родители, и дети прекрасно знают, кто может научить, а кто только требует уважения. Добавим также, что дети и подростки прекрасно видят, когда им лгут. А российская власть, настаивающая сегодня на том, что она называет «воспитательной функцией» школы, просто обрекает учителей на вранье. Вспомним, что канонического героя «Доживем до понедельника» сильно раздражало содержание учебников и он не стеснялся это выражать. Попробовал бы сегодняшний учитель истории возмутиться. И это не говоря о том, что как раз учителя обеспечивают работу всех этих избирательных комиссий…
Дальнейшее общение главного начальника на темы образования шло в том же духе. Некоего родителя волновало, будет ли учрежден День отца. Выпускница просила «более активно вовлекать среднее профессиональное образование в сферу бэкстейдж- и диджитал-профессий». В самом деле, индустрия развлечений (которая представляет собой один из столпов режима) нуждается в кадрах. Больше всего меня поразил ученик Леня Афиногенов, активист Российского движения школьников. Насколько можно понять, он и его товарищи заняты проверкой состояния школьных столовых и содержания меню. В качестве достижения он сообщил, что «в Мурманской области нас наконец услышали, и в меню начала появляться оленина, которую мы так любим». Очевидно, следует ждать появления черной икры в рационе астраханских школьников и крабов в дальневосточных школах. И наконец – крещендо. Средство, которое решит все проблемы среднего образования вообще. Школьный день предложено начинать с подъема флага. Предложение было горячо одобрено главным начальником, который только заметил, что необходимо обеспечить единый стандарт этого действа. За этим дело не станет. Пройдет еще чуть времени, и к этому ритуалу добавится обязательное пение гимна и последующий развод по классам. Все будет, как в казарме. Тогда наша Снежана Денисовна и обретет наконец вожделенное уважение. Ну какой рядовой рискнет не уважать фельдфебеля…