События в Казахстане продемонстрировали, кто служит фундаментом власти. Силовики! Возможность творить насилие над своими гражданами – условие устойчивости авторитарного режима. Нет этой возможности – зови иностранные войска, авось помогут. Но, согласитесь, имея даже послушную полицию и армию, невозможно управлять хозяйством. Нужна бюрократия!
Бюрократия, административный аппарат – неотъемлемый институт современного общества. При этом бюрократическая вертикаль – стержень и авторитарного режима власти, важная составляющая олигархического «капитализма для своих». И хотя ни один институт не подвергается такой яростной критике, как бюрократия, мало предложений по модернизации административного аппарата в постсоветских странах. Модернизации в интересах населения, с целью повышения его эффективности, причем в рамках конкурентного рынка. Зато есть практика – большинство отечественных предпринимателей уверено, что невозможно вести бизнес, не взяв «в долю» чиновника.
Массовая коррупция все глубже затягивает нашу страну в неуправляемое пике. Уже нереально повышение темпов роста ВВП и уровня жизни россиян. Скопив капитал, российские бизнесмены предпочитают эмигрировать в Европу, туда, где есть защита собственности. По вывозу капитала Россия – впереди планеты всей.
О необходимости реформирования российской бюрократии говорят давно. Написаны программы и концепции модернизации госаппарата, принимаются поправки в законы, однако заметного улучшения в работе российской бюрократии не наблюдается. И это естественно. Нельзя осовременить административный аппарат, оставив в неприкосновенности авторитарный режим власти. Режим, для которого коррупция – цемент, скрепляющий, склеивающий этажи властной пирамиды.
Важным условием успеха модернизации будущей России послужит комплексная реформа госслужбы, в результате которой бюрократический аппарат будет поставлен под контроль общества. Для этого необходимо не только изучить опыт развитых стран, но и понять, каким образом его лучше применить в России.
К началу информационной революции идея о пагубном влиянии бюрократизации на жизнь общества стала овладевать умами. Президент США Джеральд Форд прямо заявил: «Необходимым условием для свободной экономики является свобода от мелочной тирании массового правительственного регулирования. Мы напрасно тратим миллионы рабочих часов, которые обходятся потребителям в миллиарды долларов из-за бюрократических проволочек».
В условиях бурного развития информационных технологий, уменьшения роли государства в экономике и нарастающего динамизма общественной жизни со всей очевидностью проявилось несоответствие бюрократического аппарата изменившимся реалиям. В 1980–1990х гг. сформировалось новое научное направление – New Public Management. Его положения можно свести к следующему[1]:
В 1993 году в свет вышла книга американских ученых Д. Осборна и Т. Гэблера, в которой авторы представили результаты исследования функционирования административного аппарата в 48 континентальных штатах США. В книге также были предложения по совершенствованию бюрократической системы; по мнению Осборна и Гэблера, в работу чиновников должны внедряться рыночные стимулы, а сам аппарат выполнять следующие задачи[2]:
Важно отметить тот факт, что, несмотря на стремление к внедрению рыночных стимулов в работу бюрократии, Осборн и Гэблер считали, что государством невозможно управлять так же, как бизнесом: «Государство и бизнес – фундаментально различные институты; представители бизнеса руководствуются мотивом извлечения прибыли; а представители государства руководствуются мотивом переизбрания и подтверждения полномочий действовать от лица общества»[4]. Однако это не означает того, что государство не может применять предпринимательский подход в работе своих органов с целью повышения их эффективности.
Осборн и Гэблер в одной из своих работ указали на недостатки сметного финансирования государственных учреждений[5]:
Указывая на недостатки традиционного сметного финансирования, Осборн и Гэблер писали о необходимости перехода к программно-целевому бюджетированию, ориентированному на результат, т.е. связывающему расходы с ожидаемой отдачей от них. Его принципы:
1. Финансовые средства распределяются не по видам затрат, а по программам или стратегическим целям. Под программами понимаются различные виды деятельности или мероприятия, осуществляемые министерством и объединенные общими целями и задачами. Расходы министерств группируются по видам выпускаемой продукции/услуг, а не по видам затрат. К примеру, при планировании работы МВД будут фигурировать такие статьи расходов, как «предупреждение преступлений», «раскрытие преступлений» и т. п.[6]
2. Программы формулируются на основе общих целей и стратегических приоритетов, согласованных с парламентом.
3. Контроль за использованием бюджетных средств смещается с внешнего контроля за целевым использованием выделенных средств к контролю министерств за эффективностью этих расходов. Используются оценки социальной и экономической эффективности министерских программ (см. таблицу № 1). Отчеты министерств о реализации запланированных программ должны публиковаться в прессе.
Авторы приводят примеры[7] результативности и экономической эффективности программ, используемые при программно-целевом планировании бюджета:
4. Министерские чиновники фактически превращаются в менеджеров, имеющих большую свободу в выборе средств достижения поставленных правительством целей. Имея четкое описание поставленных задач, руководители программ вправе самостоятельно выбирать оптимальный способ их решения в рамках отведенных для этого средств. При этом их ответственность за конечный результат принимает конкретный характер[8].
В результате проект бюджета представляется в виде документа, в котором планы и приоритеты правительства на предстоящий год выражены как в финансовых показателях, так и в показателях социальной эффективности деятельности министерств.
Теоретические наработки «нового государственного менеджмента» стали компасом административных реформ, проводившихся в развитых странах в 1980–1990е гг.
***
Предлагаемые этими авторами меры по повышению эффективности бюрократии дают результат при одном условии: бюрократия не должна быть заточена на получение коррупционных доходов. То есть в России эти меры могут быть реализованы только в комплексе с люстрацией бюрократии и жесткими мерами по пресечению коррупции. Опыт демократических развитых стран позволяет их перечислить:
Согласны ли россияне в своем большинстве на подобные реформы?
______________________________________
[1] См.: Owen E. Hughes. Public Management & Administration. An Introduction. Second ed. Antony Rowe Ltd, 1998. P. 52–53.
[2] См.: Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. How the Entrepreneurial Spirit Is Transforming the Public Sector. N.Y., 1993. P. 19-20.
[3] О проблеме перехода к программно-целевому бюджетированию речь пойдет ниже.
[4] См.: Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. How the Entrepreneurial Spirit Is Transforming the Public Sector. N.Y., 1993. P. 20.
[5] См.: Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. University of California Press, 1992. P. 117–119.
[6] См.: Словарь современной экономической теории. М., 1997.
[7] См.: Municipal Budgeting Toolkit. World Bank, 2000.
[8] Андреева Е.И., Сучкова А.А. и др. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. М., 2002. С. 24.
Графика: Михаил Златковский/zlatkovsky.ru
.