На заседании президиума столичного правительства Сергей Капков обратился с заявлением о своем уходе с поста главы департамента культуры Москвы. Мэр Москвы Сергей Собянин принял его отставку. Ситуацию «Ежедневному журналу» прокомментировал журналист, искусствовед Анатолий ГОЛУБОВСКИЙ:
«Я думал, что Капков уйдёт намного раньше, и связывал такой прогноз с документом «Основы государственной культурной политики», принятом 24 декабря 2014 года. Казалось, что московскую культуру, развивавшуюся перпендикулярно определённому тогда направлению, не может возглавлять человек, который и отвечает за такой курс. Тогда он остался, позже, в январе, опять пошли слухи об уходе, но потом всё рассосалось, видимо, было плановое зимнее обострение. Но сейчас это всё-таки свершилось. Само решение – системное и политическое. Кто его принимал, непонятно: сам ли Сергей Александрович, мэр Москвы, городское правительство в целом или кураторы культуры столицы из Администрации президента. Но это в данном случае и неважно.
Ничего хорошего для московской культурной среды теперь ждать не приходится. Москва, вместе с «новой Москвой», сопоставима с немаленьким европейским государством, и именно Капков был первым руководителем в области культуры такого огромного региона, который пытался с ее, культуры, помощью обеспечить европейское качество жизни. Этот подход неизбежно привёл к тому, что его Департамент вышел за рамки ведомственного отношения к своей сфере и начал заниматься парками, велосипедными дорожками и огромным количеством других инфраструктурных проектов.
И это дало свои результаты. Повторять все обвинения, что это просто декорация и способ отвлечь рассерженных «креаклов» и хипстеров от протестов, я не буду. Вне зависимости от любых тайных и скрытых мотиваций Департамента, реальное качество жизни в столице стало приближаться к европейскому. Можно вспомнить, например, культурный форум, проводившийся в ноябре предыдущего года. Всё свидетельствовало в пользу того, что Москва каким-то образом развивается, в ней появляются различные независимые проекты, которые цветут и пахнут. При этом какими-то вещами и не занимались. Например, Департамент культуры не смог ни помочь, ни помешать Театр.doc потерять помещение или найти новое. Но, строго говоря, Театр.doc не входил в подчинение Департамента, а был и остаётся свободным проектом. А люди, которым нравилось то, что Капков делал в городе, теперь стали жертвой противоречия между городской и федеральной культурной политикой.
Но само то, что вся Москва замерла, сначала в начале января, потом в марте перед праздниками в ожидании того, уйдёт Капков или нет, связывая с этим судьбу не только культуры, но иногда самого своего пребывания в Москве, свидетельствует, что эта сфера находится в состоянии тяжёлого институционального кризиса. Потому что если ситуация развивается нормально, положение культуры не может полностью зависеть от того, кто начальник. А сейчас все уверены: Капков уйдёт, и всё, что он сделал, рухнет и растворится, станет другим, державным, патриотическим и федеральным. Произойдёт это сразу, постепенно или не произойдёт вообще – я не знаю. Но сама эта история свидетельствует о том, что всё устройство культурной сферы неправильно, как было ещё при советской власти».
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС