Наш оборонный вице-премьер – автор крылатой фразы. О том, что наш образ жизни кулак «у них в горле». У каких-то « у них». А внук Молотова ему еще и поддакнул: вот мы встали с колен, и это всем дико не понравилось, потому что хотели они нас видеть униженными и оскорбленными, а мы, мол, преуспевающие, веселые и довольные. Типа встали и пляшем.
Но метафоры не всегда точны. А метафоры внуков Молотова, Сталина и Берии – всегда не точны. Однако поэтическая сила их не в точности, а в том, что они и нас заставляют размышлять в русле предложенного образа.
Вот, допустим, возникает вопрос: почему кому-то «из них» не могло понравиться, что кто-то другой встал с колен? Что увидели зрители? Ведь само себе чье-либо вставание с колен вряд ли кого может сильно расстроить. Народы Африки только и занимаются тем, что встают с колен. А потом коварному Западу приходится везти им лекарства и гуманитарную помощь. Исламский мир встает колен… Садится на лодки и плывет в Европу – на пособия. Важен еще и вид вставшего с колен. Если это карлик в длиннополом старом пальто, то, может быть, лучше бы он и не вставал с колен, чтобы мы не переживали о его бедственном положении, голодном детстве и нищенством существовании во взрослом возрасте. Пока иной инвалид на коленях, то вроде бы и не очень заметно, что он инвалид, и ему так удобней – не упадет.
То же самое и с «образом жизни», который «кулак в горле у них». Он же не просто «образ жизни» на все времена, аопределенный,сегодняшний образ жизни, имеющий описание, и почему же он должен быть кулаком в горле?
Интонация, с которой говорится про образ жизни, подсовывает воображению различные картинки. Например, виллу с бассейном, БМВ последней модели, красавицу жену, певицу. Говорят, все это есть у оборонного вице-премьера. Понятно, что такой образ жизни может быть кулаком в горле у среднего француза, проживающего в съемной тридцатиметровой квартире в Париже. Хотя лично я не встречал такого француза, который бы ночи не спал, завидуя русскому вице-премьеру. Бутылочки бордо, чтобы развеять мучительный образ, обычно ему вполне хватало. Но возможна, например, и такая ситуация, что вы живете в спокойном поселке, ходите в церковь по воскресеньям, а рядом проживает горе-сосед, хучи-кучи мэн, который пьет, курит, горланит, мусорит, пристает к дочерям с непристойными предложениями — вот такой образ жизни вполне встанет кулаком в горле достопочтимого отца семейства. Так о чем конкретно идет речь?
Известный социалист Виктор Милитарев (лидер Российской социал-демократической партии России в 2012-2013 годы –по версии Википедии), написал гениальную, я считаю, статью об образе России, выводя его из фантазий советских писателей.
И получилось у него вот так:
«То есть, подводя первый предварительный итог, русская фантастика видит в качестве цивилизационного ядра нашей страны и народа социальные институты сталинского времени. Разумеется, не только. Еще почти всегда присутствуют институты допетровского происхождения. Община, артель, казачество и, конечно, православие. Все это дополняется весьма часто институциональными заимствованиями из Америки XIX века в специфически «реднековском» ключе. В России часто присутствуют шерифы, нацгвардия и всеобщее вооружение народа… А в системе общественного питания, то есть, попросту говоря, в столовых, практически всегда присутствует обеденное меню из борща, котлеты с пюре и компота».
Образ жизни «поел борща, запил компотом, расстрелял товарища», безусловно, по-прежнему притягателен для очень многих неосталинистов, вудуистничающих вокруг памятников Усатому. Но к несчастью или, вернее, к счастью он ведь тоже фантазийный. Этой России больше нет, она существует лишь в ностальгических воспоминаниях отдельных коммунистов. А тот реальный образ жизни, который должен по идее застрять кулаком в горле «у них», имеет вполне ясные и четкие параметры, такие, как цвет, вес, химически состав и т.д.
И основной реальный параметр его, безусловно, – «денег нет, а вы там держитесь».
После того как Крым приплыл в родную гавань, денег в стране стало решительно ни на кого не хватать, даже на сам Крым, и именно это стало определяющим в образе жизни посткрымской империи. Сначала не хватать на бумаге, в расчетах будущего периода, а потом стало не хватать и зримо, физически — на мосты, медицину, стадионы, студентам на стипендии. А вот теперь пошел такой образ жизни, что навалилась лавина «нехваток». А это как дырочная проводимость в полупроводнике, когда ток образуется не от электронов, а от отсутствия электронов.
Политический ток в России пошел от отсутствия денег на самое необходимое. На медицину, образование, еду. Дело дошло до того, что правительство, индексируя пособия пенсионерам на величину инфляции, — ну, допустим, 13,7 % (хотя, конечно, больше), — ограничилось разовой выплатой, которой, во-первых, еще нет, а во-вторых, если разделить на 365 дней, то получим те же магические 13 рублей 70 коп – цена пакетика чая. И даже без кипятка, заметим, кипяток нынче дорог. Вот такой у нас нынче образ жизни.
А вот еще что интересно. Начальник страны и начальник государственных профсоюзов засели в одном кабине в Кремле и принялись обсуждать страшно актуальную тему, — нет, не где взять денег, а кому не платить в первую очередь. То ли работающим бюджетникам, то ли бюджету налоги. Хотя не очень понятно: начальники эти – работодатели только своих аппаратов, и вопрос вроде не совсем к ним по адресу.
Тем не менее, начальник государственных профсоюзов выдвинул совершенно революционную идею — не платить бюджету, чтобы, значит, хватило бюджетникам. На что начальник страны резонно заметил, что если не платить бюджету, то нечем будет заплатить работающим на бюджет, которые составляют основной контингент государственных профсоюзов.
«Да, — не растерялся начальник государственных профсоюзов, — но можно какие-то компромиссы поискать. Ведь правда же?»
Окончание разговора имеет смысл привести почти полностью.
Начальник страны: «Правда! Сама по себе идея мне кажется обоснованной, особенно сегодня, когда у нас ещё не преодолены все экономические трудности, поэтому подумать над этим тоже можно и нужно, и этот компромисс, о котором Вы сказали, надо поискать».
Иными словами: «Вот идите и ищите».
Начальник государственных профсоюзов: «Конечно, но для этого нужно обсуждение, которое необходимо запустить. Я подготовил к Вам обращение, чтобы был запущен этот механизм – обсуждение».
Начальник страны (устало, на все согласен, с интонацией стоической святости): «Давайте. Запускайте свой механизм». (Про себя: «Вреда не будет».)
И я все думаю, вот этот образ маразма, он действительно стоит кулаком в горле «у них», а не у нас?
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС