Эстония – не самая богатая страна. По данным МВФ, в 2017-м году доля ВВП на душу населения составляла в стране 19 тыс.349 долларов – 41-е место в рейтинге. Для сравнения: в Норвегии – 72тыс.046 (3-е место), в США – 58тыс.952 (7-е место), в России – 8тыс.664 (72-место). То есть, если бы страна была человеком, ее достаток можно было бы назвать очень средним.
Т не менее, этот средний достаток при рачительном использовании позволяет Эстонии заботиться обо всех категориях своих граждан (а также не-граждан) – о детях, в том числе сиротах и тяжело больных, об их родителях, о бедных, безработных, о молодых и пожилых, об эстонцах и русских. Система начисления социальных пособий – арифметически достаточно сложная, вдобавок – постоянно меняется и совершенствуется, и о ней мы поговорим ниже. Для начала интересней другое – что заставляет государство при сравнительно скромных доходах распределять эти доходы так, чтобы никто не оставался обиженным?
Существует такой американский некоммерческий фонд TED. В разных странах фонд организует дискуссионные площадки, на которых люди разных профессий и интересов могут транслировать свои «уникальные идеи», если таковые имеют интеллектуальную и общественную значимость. Странам постсоветского пространства повезло меньше – TED работает только в Казахстане и в Белоруссии. С недавних пор – в Эстонии. И вот случилось яркое событие – в рамках TED в Нарве – самом русскоязычном городе Эстонии – президент страны Керсти Кальюлайд прочитала лекцию на русском языке о своей философии социальных и экономических задач страны.
Полную запись лекции можно найти в интернете. Это было пылкое (с известной поправкой на национальный темперамент) и грамотное выступление молодой обворожительной женщины – без бумажки, с частыми улыбками и лирическими отступлениями. Керсти начала с того, что у страны есть главный девиз и принцип – «сила свободного выбора равных людей». Этот принцип, по ее словам, возник от противного, от разрушительного советского наследия – монополизации возможностей. Она помнит жизнь при коммунистах – когда успех и допуск к разнообразным благам был монополизирован правящей элитой и зависел исключительно от знакомств и связей, начиная c устройства ребенка в престижную школу. Сама Керсти Кальюлайд росла с мамой и бабушкой в бедности – бабушка, юрист по образованию, после отсидки в лагерях смогла устроиться только вахтером, мама работала врачом. У будущего президента, по ее словам, не было в детстве даже велосипеда. Она оказалась сильным человеком и всего в жизни добивалась сама – начиная с повышенной стипендии в университете. Она знает, что такое борьба за успех при неравных стартовых условиях. И теперь считает (резюмируя ее выступление), что обязанность государства – обеспечить всем гражданам хотя бы минимальные возможности, при которых они смогут не выживать, а делать на каждом возрастном этапе свободный выбор, не теряя уважения к себе.
То есть, главное - философия социальных пособий в Эстонии. Деньги от государства – не подачка, а фундамент равноправного общества.
Бедность унижает и морально калечит. С рождением ребенка семья неизбежно встает перед необходимостью новых расходов. Ежемесячное пособие в первые 18 месяцев жизни на первого и второго ребенка сейчас в Эстонии составляет 55 евро, на третьего – 100 евро. Вдобавок, выплачивается и родительское пособие – 470 евро в месяц. Если ребенку требуются дорогие лекарства – расходы на них в объеме 100-300 евро компенсируются на 50%, более высокие расходы – на 90%. Та же схема, кстати, работает и в отношении взрослых. Если ребенок родился с тяжелым недугом, нуждается в постоянном уходе, а родители не могут не работать – государство при поддержке Европейского социального фонда предоставляет такой семье бесплатно (!!) услугу в виде так называемого «опорного лица» по круглосуточному уходу за ребенком-инвалидом, а также постоянную поддержку в виде услуги транспорта.
Еще одна форма материальной поддержки родителей с «особыми» детьми следует из реальных ситуаций. Родители брали образовательный кредит, учились, родили ребенка – а он оказался не здоров. В этих случаях государство само гасит кредит, избавляя родителей еще и от этого бремени. Плюс – моральная и просветительская поддержка. При этом не делается разницы между эстонскими и русскими семьями. На русском языке выпущен справочник «Путь рядом с особым ребенком».
Ребенку-инвалиду исполняется 17 лет – и та же забота – и по-прежнему бесплатная! - именуется теперь «поддержкой повседневной жизни» – практически тот же уход 21 день в месяц, что снимает нагрузку с близких и позволяет тяжело больному человеку продолжать жить в собственном доме.
Отдельная статья расходов государства – дети-сироты. В детских домах на каждого воспитанника полагается 230 евро в месяц – и это, что поразительно, без учета питания, проживания и ухода! В эту сумму входят развлечения, кружки, поездки и – внимание! – деньги на карманные расходы. Да-да, в Эстонии считают, что воспитанник детдома сможет вырасти полноценным членом общества, если с детства будет уметь распоряжаться небольшой собственной суммой.
Дети подрастают – и государство заботится о том, чтобы они с 16-ти лет имели возможность попробовать себя на рынке труда. Понятно, что для работодателей подросток на зарплате – лишняя головная боль: рабочий день у него короче, качестве работы – хуже, хлопот с ним больше. Для этого работодателя стимулируют: он может в так называемой «Кассе по безработице» получать пособие на «предоставление опыта работы несовершеннолетним» - пособие составляет 30% от зарплаты этого несовершеннолетнего.
И вот дети выросли совсем, стали взрослыми людьми – и их отношения с рынком труда сложились не одинаково. Ежемесячное пособие по безработице в Эстонии составляет 140 евро. В сущности, человек ленивый и не амбициозный может, получая такую сумму, и вовсе не работать. Но государство хотело бы видеть своих граждан активными и предприимчивыми – тем более, что на некоторые позиции в сфере занятости предложение превышает спрос. Поэтому существует такая мера: если бывший безработный находит работу – первые 2 месяца, получая зарплату, он продолжает получать и пособие в полном объеме. Еще 4 месяца – в половинном объеме. А если в семье имеются дети – эта сумма выплачивается ему с коэффициентом 1, 2.
Но и зарплаты, как известно, бывают разными, в зависимости в первую очередь от образования и квалификации. Та же «Касса по безработице» оплачивает работающим людям переобучение или дополнительное обучение – в тех случаях, если их рабочие навыки устарели, и это тормозит повышение оплаты труда.
Сумма прожиточного минимума в Эстонии не велика – 140 евро в месяц. Но! Если зарплата по разным причинам ненамного превышает эту сумму – человек получает пособие «по бедности» в размере 200 евро ежемесячно. Пособие выглядит достаточно хитро – его можно потратить только на предметы бытовой необходимости – от очков до холодильника. Вы выбираете товар в магазине, его откладывают, выписывают вам чек – и по этому чеку социальная служба переводит в магазин деньги, после чего вы можете забрать свой товар. Кроме того, человек «бедный» имеет ряд серьезных медицинских льгот, включая 40% скидки на лечение зубов и зубные протезы.
И, наконец, пенсия по старости. Возраст выхода на пенсию в Эстонии и для мужчин, и для женщин – 63 года. Средняя пенсия составляет ежемесячно 442 евро. Но есть вариации – поскольку сегодняшняя пенсия эстонца состоит из 3-х ступеней. 1-я ступень – государственная пенсия. Она составляет 153 евро и выплачивается всем пенсионерам вне зависимости от трудового стажа (его может не быть вообще). А за каждый год стажа начисляется 5,5 евро. Если стаж небольшой, и денег реально мало – вы получите так называемую «поддерживающую пенсию», которая рассчитывается индивидуально. Кроме того, одинокие пенсионеры раз в год получают выплату в размере 115 евро. А в некоторых городах ежемесячную прибавку к пенсии выплачивает муниципалитет. В Таллинне, например, - целых 100 евро. Источник этой ступени пенсии – всеобщий социальный налог. 2-я ступень – накопительная. Она выплачивается из государственного пенсионного фонда, куда граждане ежемесячно отчисляют 2% своей зарплаты (они-то им и достанутся в виде пенсий), а еще 4% добавляет государство из социального налога. Для людей, родившихся до 1983 года, эти отчисления являются добровольными, для всех более молодых – обязательными. То есть, чем больше вы зарабатываете –тем больше вам прибавится в старости к государственной пенсии. И 3-я ступень – дополнительно-накопительная. Работающий гражданин может сам выбрать негосударственный пенсионный фонд или страховое общество, заключить договор и ежемесячно перечислять туда любую сумму. Может эту сумму менять, устраивать себе «платежный отдых» - а с 55-ти лет при желании уже получать выплаты со своих вложений.
В целом, логика такая: если вы выходите на пенсию сегодня – на вас работает ваш былой стаж. Если пенсия у вас впереди – она полностью в ваших руках: чем больше вы зарабатываете – тем больше получите в старости (базовая пенсия 1-й ступени и стаж, естественно, тоже не отменяются). В общем, в стабильном и честном государстве, где граждане не боятся, что пенсионный фонд внезапно рухнет вместе с их деньгами, - система справедливая и понятная. При этом министр социальной защиты Эстонии Кайя Ива заявляет, что система будет реформироваться, и с единственной целью – обеспечить эстонцам все более достойную старость.
В качестве постскриптума: о достойном уходе из жизни государство тоже заботится. Пособие на организацию похорон составляет 250 евро. То есть, возвращаясь к началу: средний эстонец не шикует – но на всех этапах жизни, как бы она ни сложилась в силу личных обстоятельств, он не будет чувствовать себя брошенным и бедным – в прямом и переносном смысле слова.
Идея социальной защиты и заботы декларируется на всем постсоветском пространстве – но почему именно в Эстонии она так эффективно работает? Причин тут две. Во-первых – реальная деятельность органов самоуправления, которые активно, глядя в глаза своим знакомым и соседям, решают точечно, кому и в каком объеме должна направляться помощь. И выбивают эту помощь от государства – те же «поддерживающие пенсии», финансирование дополнительных мест в детских садах и т.п. А во-вторых и в-главных – реальные конкурентные выборы, в том числе президентские и парламентские. У граждан нет иждивенческого отношения к некоей абстрактной власти в надежде получить крохи с барского стола. Граждане Эстонии – это не население, а электорат. Они знают, что сами эту власть выбрали - за конкретные обещания и программы. Будет плохо работать – переизберут. И, что особенно важно, это знает и власть: она здесь ровно до тех пор, пока ею довольны граждане.
Фото: Sergei Stepanov/Imago/TASS