Самоуправление
21 ноября 2024 г.
Эстония без бедных
10 АВГУСТА 2018, НАТАЛЬЯ ПАХОМОВА

ТАСС

Эстония – не самая богатая страна. По данным МВФ, в 2017-м году доля ВВП на душу населения составляла в стране 19 тыс.349 долларов – 41-е место в рейтинге. Для сравнения: в Норвегии – 72тыс.046 (3-е место), в США – 58тыс.952 (7-е место), в России – 8тыс.664 (72-место). То есть, если бы страна была человеком, ее достаток можно было бы назвать очень средним.

Т не менее, этот средний достаток при рачительном использовании позволяет Эстонии заботиться обо всех категориях своих граждан (а также не-граждан) – о детях, в том числе сиротах и тяжело больных, об их родителях, о бедных, безработных, о молодых и пожилых, об эстонцах и русских. Система начисления социальных пособий – арифметически достаточно сложная, вдобавок – постоянно меняется и совершенствуется, и о ней мы поговорим ниже. Для начала интересней другое – что заставляет государство при сравнительно скромных доходах распределять эти доходы так, чтобы никто не оставался обиженным?

Существует такой американский некоммерческий фонд TED. В разных странах фонд организует дискуссионные площадки, на которых люди разных профессий и интересов могут транслировать свои «уникальные идеи», если таковые имеют интеллектуальную и общественную значимость. Странам постсоветского пространства повезло меньше – TED  работает только в Казахстане и в Белоруссии. С недавних пор – в Эстонии. И вот случилось яркое событие – в рамках TED в Нарве – самом русскоязычном городе Эстонии – президент страны Керсти Кальюлайд прочитала лекцию на русском языке о своей философии социальных и экономических задач страны.

Полную запись лекции можно найти в интернете. Это было пылкое (с известной поправкой на национальный темперамент) и грамотное выступление молодой обворожительной женщины – без бумажки, с частыми улыбками и лирическими отступлениями. Керсти начала с того, что у страны есть главный девиз и принцип – «сила свободного выбора равных людей». Этот принцип, по ее словам, возник от противного, от разрушительного советского наследия – монополизации возможностей. Она помнит жизнь при коммунистах – когда успех и допуск к разнообразным благам был монополизирован правящей элитой и зависел исключительно от знакомств и связей, начиная c устройства ребенка в престижную школу. Сама Керсти Кальюлайд росла с мамой и бабушкой в бедности – бабушка, юрист по образованию, после отсидки в лагерях смогла устроиться только вахтером, мама работала врачом. У будущего президента, по ее словам, не было в детстве даже велосипеда. Она оказалась сильным человеком и всего в жизни добивалась сама – начиная с повышенной стипендии в университете. Она знает, что такое борьба за успех при неравных стартовых условиях. И теперь считает (резюмируя ее выступление), что обязанность государства – обеспечить всем гражданам хотя бы минимальные возможности, при которых они смогут не выживать, а делать на каждом возрастном этапе свободный выбор, не теряя уважения к себе.

То есть, главное - философия социальных пособий в Эстонии. Деньги от государства – не подачка, а фундамент равноправного общества.

Бедность унижает и морально калечит. С рождением ребенка семья неизбежно встает перед необходимостью новых расходов. Ежемесячное пособие в первые 18 месяцев жизни на первого и второго ребенка сейчас в Эстонии составляет 55 евро, на третьего – 100 евро. Вдобавок, выплачивается и родительское пособие – 470 евро в месяц. Если ребенку требуются дорогие лекарства – расходы на них в объеме 100-300 евро компенсируются на 50%, более высокие расходы – на 90%. Та же схема, кстати, работает и в отношении взрослых. Если ребенок родился с тяжелым недугом, нуждается в постоянном уходе, а родители не могут не работать – государство при поддержке Европейского социального фонда предоставляет такой семье бесплатно (!!) услугу в виде так называемого «опорного лица» по круглосуточному уходу за ребенком-инвалидом, а также постоянную поддержку в виде услуги транспорта.

Еще одна форма материальной поддержки родителей с «особыми» детьми следует из реальных ситуаций. Родители брали образовательный кредит, учились, родили ребенка – а он оказался не здоров. В этих случаях государство само гасит кредит, избавляя родителей еще и от этого бремени. Плюс – моральная и просветительская поддержка. При этом не делается разницы между эстонскими и русскими семьями. На русском языке выпущен справочник «Путь рядом с особым ребенком».

Ребенку-инвалиду исполняется 17 лет – и та же забота – и по-прежнему бесплатная! - именуется теперь «поддержкой повседневной жизни» – практически тот же уход 21 день в месяц, что снимает нагрузку с близких и позволяет тяжело больному человеку продолжать жить в собственном доме.

Отдельная статья расходов государства – дети-сироты. В детских домах на каждого воспитанника полагается 230 евро в месяц – и это, что поразительно, без учета питания, проживания и ухода! В эту сумму входят развлечения, кружки, поездки и – внимание! – деньги на карманные расходы. Да-да, в Эстонии считают, что воспитанник детдома сможет вырасти полноценным членом общества, если с детства будет уметь распоряжаться небольшой собственной суммой. 

Дети подрастают – и государство заботится о том, чтобы они с 16-ти лет имели возможность попробовать себя на рынке труда. Понятно, что для работодателей подросток на зарплате – лишняя головная боль: рабочий день у него короче, качестве работы – хуже, хлопот с ним больше. Для этого работодателя стимулируют: он может в так называемой «Кассе по безработице» получать пособие на «предоставление опыта работы несовершеннолетним» - пособие составляет 30% от зарплаты этого несовершеннолетнего.

И вот дети выросли совсем, стали взрослыми людьми – и их отношения с рынком труда сложились не одинаково. Ежемесячное пособие по безработице в Эстонии составляет 140 евро. В сущности, человек ленивый и не амбициозный может, получая такую сумму, и вовсе не работать. Но государство хотело бы видеть своих граждан активными и предприимчивыми – тем более, что на некоторые позиции в сфере занятости предложение превышает спрос. Поэтому существует такая мера: если бывший безработный находит работу – первые 2 месяца, получая зарплату, он продолжает получать и пособие в полном объеме. Еще 4 месяца – в половинном объеме.  А если в семье имеются дети – эта сумма выплачивается ему с коэффициентом 1, 2.

Но и зарплаты, как известно, бывают разными, в зависимости в первую очередь от образования и квалификации. Та же «Касса по безработице» оплачивает работающим людям переобучение или дополнительное обучение – в тех случаях, если их рабочие навыки устарели, и это тормозит повышение оплаты труда. 

Сумма прожиточного минимума в Эстонии не велика – 140 евро в месяц. Но! Если зарплата по разным причинам ненамного превышает эту сумму – человек получает пособие «по бедности» в размере 200 евро ежемесячно. Пособие выглядит достаточно хитро – его можно потратить только на предметы бытовой необходимости – от очков до холодильника. Вы выбираете товар в магазине, его откладывают, выписывают вам чек – и по этому чеку социальная служба переводит в магазин деньги, после чего вы можете забрать свой товар. Кроме того, человек «бедный» имеет ряд серьезных медицинских льгот, включая 40% скидки на лечение зубов и зубные протезы.

И, наконец, пенсия по старости. Возраст выхода на пенсию в Эстонии и для мужчин, и для женщин – 63 года. Средняя пенсия составляет ежемесячно 442 евро.  Но есть вариации – поскольку сегодняшняя пенсия эстонца состоит из 3-х ступеней. 1-я ступень – государственная пенсия. Она составляет 153 евро и выплачивается всем пенсионерам вне зависимости от трудового стажа (его может не быть вообще). А за каждый год стажа начисляется 5,5 евро. Если стаж небольшой, и денег реально мало – вы получите так называемую «поддерживающую пенсию», которая рассчитывается индивидуально. Кроме того, одинокие пенсионеры раз в год получают выплату в размере 115 евро. А в некоторых городах ежемесячную прибавку к пенсии выплачивает муниципалитет. В Таллинне, например, - целых 100 евро.  Источник этой ступени пенсии – всеобщий социальный налог. 2-я ступень – накопительная. Она выплачивается из государственного пенсионного фонда, куда граждане ежемесячно отчисляют 2% своей зарплаты (они-то им и достанутся в виде пенсий), а еще 4% добавляет государство из социального налога. Для людей, родившихся до 1983 года, эти отчисления являются добровольными, для всех более молодых – обязательными. То есть, чем больше вы зарабатываете –тем больше вам прибавится в старости к государственной пенсии. И 3-я ступень – дополнительно-накопительная. Работающий гражданин может сам выбрать негосударственный пенсионный фонд или страховое общество, заключить договор и ежемесячно перечислять туда любую сумму. Может эту сумму менять, устраивать себе «платежный отдых» - а с 55-ти лет при желании уже получать выплаты со своих вложений. 

В целом, логика такая: если вы выходите на пенсию сегодня – на вас работает ваш былой стаж. Если пенсия у вас впереди – она полностью в ваших руках: чем больше вы зарабатываете – тем больше получите в старости (базовая пенсия 1-й ступени и стаж, естественно, тоже не отменяются). В общем, в стабильном и честном государстве, где граждане не боятся, что пенсионный фонд внезапно рухнет вместе с их деньгами, - система справедливая и понятная. При этом министр социальной защиты Эстонии Кайя Ива заявляет, что система будет реформироваться, и с единственной целью – обеспечить эстонцам все более достойную старость.

В качестве постскриптума: о достойном уходе из жизни государство тоже заботится. Пособие на организацию похорон составляет 250 евро. То есть, возвращаясь к началу: средний эстонец не шикует – но на всех этапах жизни, как бы она ни сложилась в силу личных обстоятельств, он не будет чувствовать себя брошенным и бедным – в прямом и переносном смысле слова.

Идея социальной защиты и заботы декларируется на всем постсоветском пространстве – но почему именно в Эстонии она так эффективно работает? Причин тут две. Во-первых – реальная деятельность органов самоуправления, которые активно, глядя в глаза своим знакомым и соседям, решают точечно, кому и в каком объеме должна направляться помощь. И выбивают эту помощь от государства – те же «поддерживающие пенсии», финансирование дополнительных мест в детских садах и т.п. А во-вторых и в-главных – реальные конкурентные выборы, в том числе президентские и парламентские. У граждан нет иждивенческого отношения к некоей абстрактной власти в надежде получить крохи с барского стола. Граждане Эстонии – это не население, а электорат. Они знают, что сами эту власть выбрали - за конкретные обещания и программы. Будет плохо работать – переизберут. И, что особенно важно, это знает и власть: она здесь ровно до тех пор, пока ею довольны граждане.

Фото: Sergei Stepanov/Imago/TASS












  • Дмитрий Орешкин: Раз у нас под словом «президент» понимается «вождь», то слово обретает сакральный оттенок и мы оказываемся в ситуации, где президент может быть только один.

  • Газета.RU: Парламент Татарстана отказался признавать законопроект, обязывающий ликвидировать должность президента республики.

  • Sozero: Посмотрим, как теперь многоходовочник станет изворачиваться. Два президента в одной стране - явный перебор. Или лишнего удалите, или каждому по своей стране дайте.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Россия, равняйсь, смирно!
27 ОКТЯБРЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Закон Клишаса-Крашенинникова вводит во всех уголках России ручное управление из Кремля и ликвидирует федерацию. Татарстан против, Якутия сомневается, остальные покорно молчат. В связи с очередной инициативой сенатора Клишаса и депутата Крашенинникова вспомнилась пожилая советская шутка про то, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс — это не муж и жена, а четыре совершенно разных человека. Дуэты, слипшиеся в восприятии в единый организм. Пат-Паташон, Зиновьев-Каменев, теперь вот — Клишас-Крашенинников. Можно, не читая новый закон этого дуэта, с уверенностью утверждать, что это будет очередная гадость. Но прочитать все-таки стоит. Потому что это гадость особенная.
Прямая речь
27 ОКТЯБРЯ 2021
Дмитрий Орешкин: Раз у нас под словом «президент» понимается «вождь», то слово обретает сакральный оттенок и мы оказываемся в ситуации, где президент может быть только один.
В СМИ
27 ОКТЯБРЯ 2021
Газета.RU: Парламент Татарстана отказался признавать законопроект, обязывающий ликвидировать должность президента республики.
В блогах
27 ОКТЯБРЯ 2021
Sozero: Посмотрим, как теперь многоходовочник станет изворачиваться. Два президента в одной стране - явный перебор. Или лишнего удалите, или каждому по своей стране дайте.
Британская система местного управления
11 ФЕВРАЛЯ 2019 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Англосаксонская система местного управления, получившая заметное распространение в современном мире, возникла в Великобритании. Ее распространение является прямым следствием существования британской колониальной империи и территориально совпадает с границами этой империи в период ее расцвета. Однако — как и в случае с романской системой — правовые схемы колонизаторов плохо прижились в традиционных обществах Азии и Африки. Поэтому говорить всерьез о существовании англосаксонской системы можно лишь по отношению к странам, повторившим британский или американский путь развития: от индустриального общества — к обществу потребления, от традиционного или раздробленного общества — к современному демократическому государству.
Пример реформы полиции в Грузии
19 НОЯБРЯ 2018 // ПЕТР ФИЛИППОВ
Грузия совсем недавно считалась синонимом коррупции, кавказского кумовства и милицейского беспредела, ассоциировалась с грузинскими ОПГ и ворами в законе. В этой стране часть преступного мира влилась в полицию, а сама полиция срослась с профессиональными криминальными группировками, с коррумпированными правительственными чиновниками и политиками. Уровень доверия полиции в Грузии был одним из самых низких в мире — 5% в 2003 году. Пришло время реформ. В августе 2004 года в один день в Грузии были уволены все 15 тыс. сотрудников дорожной инспекции — немало для страны с населением 4,5 млн человек. ГАИ как одна из самых коррумпированных государственных служб была ликвидирована. Три месяца ситуацию на дорогах Грузии не контролировал никто. И ничего страшного не случилось, более того, грузины говорят, что страна ощутила колоссальное облегчение.
Органы местного самоуправления в Лондоне
3 СЕНТЯБРЯ 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Лондон — столица Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, страны, где действует англосаксонская модель МСУ, город-миллионник, город с районным делением. В Лондоне после реформы 1986 г., которая ввела одноуровневую систему МСУ в метрополитенских округах (аналог наших муниципальных районов), был ликвидирован Совет большого Лондона, и город управлялся советами 32 районов города и корпорацией Лондонского сити. 
Система управления Парижем
26 АВГУСТА 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Париж — столица Франции, где распространена континентальная модель МСУ с сильным государственным контролем (наполеоновская модель), город-миллионник с районным делением. Париж является одновременно муниципалитетом и департаментом (департамент Сены), а также входит в регион Большого Парижа. В городе имеется двухзвенный аппарат управления: политические и административные органы. Районы города являются субъектами МСУ, но с ограниченными правами, так же, как в Берлине и Гамбурге. Хотя во Франции работает континентальная модель, а в Германии смешанная, системы управления их столиц очень похожи, что свидетельствует об устойчивости и эффективности такого управления. 
Местное самоуправление в Нью-Йорке
15 АВГУСТА 2018 // МИХАИЛ ГОРНЫЙ
Как устроена система МСУ в крупных американских городах? Деятельность органов МСУ в США, так же как и в Германии, регулируется законами штатов, причем работает англосаксонская модель, т.е. используется принцип позитивного регулирования. Основным правовым документом является городская Хартия (аналог нашего устава МО), принимаемая в качестве закона штата. Рассмотрим популярную в США Модельную хартию города. Конкретные американские города берут из этого документа то, что подходит их условиям, и закрепляют в своих хартиях. 
Как Эстония стала поставщиком электронных услуг №1
5 АВГУСТА 2018 // ТАТЬЯНА БОЙКО
Дайджест статьи: Виктор Фещенко. Государство на экспорт: как Эстония стала поставщиком электронных услуг №1 В 1992 году Эстония еле пережила обретение свободы. Советская империя распалась, почти все предприятия встали, инфляция достигла четырехзначных показателей. Тогдашний премьер Март Лаар провел радикальные реформы: выгнал из правительства всех коммунистов-аппаратчиков, закрыл загибавшиеся неэффективные предприятия, отменил почти все экспортные пошлины. Внутренний рынок был слишком маленький, пришлось приучать бизнесменов мыслить глобально. Спустя 20 лет этот принцип привел к стартап-буму в Эстонии.