Культурное наследие
25 ноября 2024 г.
Как древние фараоны пришли из Воронежа
3 ОКТЯБРЯ 2018, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

DPA/TASS
Писатель-фантаст Василий Щепетнов 1 октября 2018 опубликовал на своей странице в ФБ «Открытое письмо телеканалу «Культура», в котором жалуется на плагиат. Речь идет о документальном фильме «Египетские боги Петра Ольденбургского», в котором рассказывается о том, как принц Петр Ольденбургский «нашел на воронежской земле (вернее – в воронежской земле) артефакты, доказывающие, что и египетские фараоны, и египетский пантеон пришли в Египет отсюда, из Черной земли Воронежа».

И далее писатель-фантаст Щепетнов пишет: «Все бы хорошо, да одно нехорошо: это – плагиат». Оказывается, еще в начале 21 века Щепетнов писал «истории в жанре мокьюментари», то есть тексты псевдодокументальные по форме и фантастические по содержанию. «В основе вашего фильма, — пишет писатель-фантаст Щепетнов руководству «Культуры», — одна из этих историй: «Рамонь – родина Амона Ра», которая впервые была опубликована в 2003 году в журнале «НЛО\UFO» (издательский дом «Калейдоскоп»), а позднее вошла в книгу «Певчие ада» (издательство «Престиж Бук», 2015 год). Фантастическая история о том, как принц Ольденбургский раскапывает курганы, бродит по подземельям, встречает жрецов бога Амона-Ра, жуткие проклятия и прочие страсти-мордасти».

Вариант случайного совпадения писатель-фантаст Щепетнов исключает, поскольку в фильме цитируют якобы найденные в архивах письма Ольденбургского историку Забелину, дневник Ольги Ольденбургской, упоминают подземную лабораторию Петра Ольденбургского и прочие детали, сочиненные писателем-фантастом. «И Петр Ольденбургский археологией не занимался, покуда я не дал ему в руку лопату», — признается фантаст.

Писателя-фантаста Щепетнова не слишком беспокоит то обстоятельство, что его художественный вымысел в фильме телеканала «Культура» представлен как документальное исследование. Он обиженно пишет руководству «Культуры» о нарушении своих авторских прав: «Ни Василия Щепетнова, ни Соломона Нафферта (под этим именем я публиковался в журнале) не упомянули в титрах, не получили согласия и не заплатили». Писатель-фантаст прав. Его обокрали. Но в этой истории есть и другая, на мой взгляд, еще более значимая сторона, чем плагиат.

Фильм, показанный на государственном телеканале «Культура», снятый при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, распространяет бред сивой кобылы про то, что египетские фараоны пришли из Воронежа и о том, что вообще воронежское черноземье — это и есть «земля Та-Кемет», «Черная земля» Древнего Египта. В фильме телеканала «Культура» молодой человек по имени Николай Свистун не приводит ни одного факта, не показывает ни одного документа. Он ходит по берегу Дона и рассказывает, что «древние пещеры», в которых древние воронежцы молились древнеегипетским богам много тысячелетий назад, по его мнению, могло затопить. Поэтому он не может показать сами пещеры, и поэтому предъявляет в качестве доказательства воды Дона. Воды выглядят убедительно и не возражают.



«Письма» принца Ольденбургского историку Забелину Свистунов тоже не может предъявить, читает их с планшета. Планшет в кадре присутствует. Потом в фильме демонстрируются воронежские курганы, Свистунов предлагает увидеть их изумительное сходство с египетскими пирамидами, а также рассказывает о том, что в одном из курганов найдена самая настоящая пирамида. Пирамиду в фильме не показали. Зато курганов и просто воронежских холмов, а также оврагов было предъявлено множество.

Одним из главных доказательств того, что египетская цивилизация родом из-под Воронежа, служит название поселка Рамонь, которое, конечно же, скрывает под собой имя древнеегипетского бога солнца: Амона-Ра. В этом не может быть никаких сомнений. Тут же приходят на память лингвистические упражнения сатирика Михаила Задорнова, который всерьез доказывал, что «этруски – они же русские», а «Запад – это западло».

Сравнительно недавно премию «Тэфи» за лучший просветительский фильм вручили создателю картины, в которой доказывалось, что Земля – плоская. В момент, когда я пишу эту колонку, еще неизвестны лауреаты «Тэфи-2018». Прошу считать мою публикацию ходатайством о присуждении премии авторам фильма «Египетские боги Петра Ольденбургского». Чтобы традицию не нарушать. А гонорар фантасту Щепетнову все-таки лучше заплатить. А то как-то неудобно…

 
Фото: 1. Luxor temple. Zueger, E./picture alliance /Arco Images G/DPA
2. Фотографиия со страницы Василия Щепетнова в Фейсбуке.
3. Скриншот фильма "Египетские боги Петра Ольденбургского"/Искатели /Телеканал Культура












  • Матвей Ганапольский: Российское общество называют крайне консервативным. В этом нет ни унижения, ни оскорбления — просто констатация.

  • Народные новости: Российская журналистка, ведущая шоу "60 минут" Ольга Скабеева... видит в новом девизе отсылку к рекордному росту числа гомосексуалистов-участников Олимпиады.

  • Yksy: Мне кажется, это как то разъяснять надо широко, столько проблем от того, что люди не знают как вести себя в подобной ситуации.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Гомофобия — оплот путинизма. Его главная духовная скрепа
28 ИЮЛЯ 2021 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Жительница Санкт-Петербурга потребовала увести детей-аутистов с детской площадки. Скабеева и ее «эксперты» заклеймили Олимпиаду в Токио как площадку для пропаганды ЛГБТ и радостно обсмеяли министра транспорта США, за то что он гей. Гомофобия как оплот режима и главная духовная скрепа Несколько миллионов просмотров набрало видео о том, как в Петербурге супруга предпринимателя Наталья Липская выгоняла с детской площадке детей-аутистов из центра «Какая разница». «Детей уводите отсюда… Больные дети должны…» — командным голосом диктует «хозяйка жизни».
Прямая речь
28 ИЮЛЯ 2021
Матвей Ганапольский: Российское общество называют крайне консервативным. В этом нет ни унижения, ни оскорбления — просто констатация.
В СМИ
28 ИЮЛЯ 2021
Народные новости: Российская журналистка, ведущая шоу "60 минут" Ольга Скабеева... видит в новом девизе отсылку к рекордному росту числа гомосексуалистов-участников Олимпиады.
В блогах
28 ИЮЛЯ 2021
Yksy: Мне кажется, это как то разъяснять надо широко, столько проблем от того, что люди не знают как вести себя в подобной ситуации.
«Сегодня хоронят Жванецкого». Чушь. Как его похоронишь?
9 НОЯБРЯ 2020 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Михаил Жванецкий. Поколение моего отца. Когда Усатый сдох, им всем около двадцати. Студенты. Впереди новая жизнь. Они не шагали по Москве. По Москве шагали следующие, что на десять лет моложе. Те, которые в начале пятидесятых еще дети. А эти осторожно выглянули в приоткрывшуюся дверь. Увидели солнце, почувствовали ветер на лице, на какое-то время поверили, что их ждет прекрасное будущее. А в итоге всю жизнь прожили в гнилом зловонном болоте. Бескрайнем, тоскливом и беспросветном. Их отцы (поколение моего деда) были хохмачами. Такая вот почти истеричная реакция на страх. 
Прямая речь
9 НОЯБРЯ 2020
Алёна Солнцева: Жванецкий сразу претендовал на некую картину мира. Это было заметно и когда его исполнял Райкин, и когда он читал свои тексты сам. 
В СМИ
9 НОЯБРЯ 2020
Коммерсант: В условиях пандемии коронавируса COVID-19 прощание будет закрытым. Место похорон назовут после церемонии прощания.
В блогах
9 НОЯБРЯ 2020
Виталий Портников: Со Жванецким окончательно уходит и то, что мы привыкли называть одесской культурой юмора - то, что на самом деле было еврейской традицией...
Собор устоял. Цивилизация – тоже
16 АПРЕЛЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Мне представляется, что реакция общественности на пожар Собора Парижской богоматери должна быть подвергнута подробному социо-культурному анализу. Очень интересно было бы узнать мнение компетентных ученых, почему вдруг архитектурный и исторический памятник в центре французской столицы оказался столь важным для огромного числа людей. Важным до такой степени, что перспективу его потери трагически восприняли даже те, кто, может быть, знаком с этим архитектурным шедевром только по фотографиям и художественным произведениям. Апокалиптические настроения в русском сегменте Фейсбука царили до той самой минуты, пока не выяснилось, что самых страшных последствий ужасного пожара удалось избежать...
Прямая речь
16 АПРЕЛЯ 2019
Леонид Гозман: В конечном итоге западная цивилизация не погибнет, но то, что её ожидают более серьёзные вызовы, чем пожар в Нотр-Даме, несомненно...